Основные направления

программы развития муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан на 2007 2012 гг.

Реализация модели инновационного образовательного учреждения через личностно ориентированное обучение

 1.      Введение  

 

Программа развития МОУ Гимназия № 1 г. Белебея Республики Башкортостан разработана на основе Закона РФ Об образовании (1992 г.), Закона РБ Об образовании (1997 г.), Типового положения об образовательном учреждении (1997 г.) и проекта Национальной доктрины образования в Российской Федерации (2000 г.).

Программа развития Гимназии № 1 определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.

Настоящий документ представляет собой вторую Программу развития МОУ Гимназия № 1 г. Белебей на 2007 2012 годы.

Предыдущая  программа определяла направления развития  Гимназии № 1 в  период 2002 - 2007 годов.

Программа предназначена для руководства работой Гимназии № 1 в режиме инновационного развития. Предполагаемый срок реализации Программы - с января 2007 года по май 2012 года. Программа разработана коллективом в составе директора Гимназии Ханнановой З.С.., заместителей директора по учебно-воспитательной работе Шарьиздановой Т.М., Чифрановой Р.Г., Столбовой А.А., заместителя директора по воспитательной работе Красильниковой И.Ф. Программа обсуждалась на: педагогическом совете Гимназии № 1 (30.08.2007г.) приказ № 1; общешкольном родительском собрании (1.09.07 приказ № 1; Попечительском совете (протокол № 17 от 24.08.07г.).

Концептуальной основой организации учебно-воспитательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения  МОУ Гимназия № 1 г. Белебея является спроектированная программа Реализация модели инновационной школы через личностно ориентированное обучение.

Современный этап развития общества ставит перед Гимназией № 1 новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности.

 

2.     Информационно-аналитическая справка о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения.

 

2.1. Состояние Гимназии № 1 на момент завершения программы развития   на 2002 2007гг.

 

Гимназия № 1 одно из старейших учебных заведений г. Белебея. В декабре 2007 года Гимназия отметила своё 55-летие. В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом трёхэтажном здании, построенном в 1957 году. В школе имеется 21 кабинет, спортивный зал, спортивная площадка,

1 компьютерный класс, мастерская технического труда, школьный музей, медицинский кабинет, столовая, 2 актовых зала и библиотека.

 

В настоящее время в Гимназии обучаются и воспитываются 655 учащихся:  

первая ступень 245 учащихся (1-4 кл.);

вторая ступень 330 учащихся (5-9 кл.);

третья ступень 80 учащихся (10 - 11 кл.).

Контингент учащихся  стабилен,  движение учащихся происходит по объективным причинам и не вносит дестабилизации в процесс развития Гимназии № 1.

Учебное заведение работает в 2 смены и имеет шестидневную учебную неделю (в 1-х классах пятидневка).

Из 57 педагогов 14 учителей имеют звание  Отличник образования РБ, 3 Почетный работник общего образования РФ, Двое стали победителями конкурса лучших учителей России.

Гимназия № 1 располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами:

высшая квалификационная категория 18 педагогов (30.5%);

первая   квалификационная категория 29 педагогов (49%);

вторая   квалификационная категория 12 педагогов (20.3%).

Образовательное учреждение ведёт активный поиск методических основ использования личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Мастерство   педагогов МОУ Гимназия № 1, их профессионализм   позволяют осуществлять образовательный процесс на достаточно высоком уровне.

 

Годы

Количество знаний

уч-ся

Успеваемость

Количество медалистов

Олимпиады конкурсы,  турниры

Поступившие в ВУЗЫ

2004-2005

88.3

100%

17(4/13)

111

96%

2005-2006

89.1

100%

16(4/12)

113

96%

2006-2007

90

100%

15(4/11)

140

96%

 

Вышеназванные результаты свидетельствуют о наличии ясно сформированных школьном сообществом целей деятельности на каждом возрастном этапе с учетом реализуемой позиции личностно-ориентированного обучения. В Гимназии № 1 нет неуспевающих. Качество обученности стабильно. Прослеживается высокий процент поступления выпускников в вузы. Ежегодно Гимназия № 1 выпускает золотых и серебряных медалистов. Достижение высоких результатов стало возможным благодаря использованию в процессе обучения современных технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, интегральных, разноуровневого обучения,

В то же время на основании социологических, педагогических и психологических исследований, проводимых в школе, выявлены следующие возможности повышения качества образования через:

-        совершенствование структуры содержания образования;

-        широкое внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Это потребует повышения квалификации персонала в области управления, новых образовательных технологий, дополнительного образования и воспитания, а также модернизации методической службы с целью повышения её эффективности.

В Гимназии № 1 все учащиеся получают основное общее образование в форме стационарного обучения.

По рекомендации ПМПК организовано обучение на дому.

В 9-х классах организовано предпрофильное обучение. В старшем звене организованы элективные профильные курсы по предметам с целью подготовки к ЕГЭ.

В Гимназии № 1 ведется работа по преемственности обучения и воспитания между ДОУ и начальной школой по плану совместной работы с целью обеспечения равных стартовых возможностей детей старшего школьного возраста будущих первоклассников.

Программа развития МОУ Гимназия № 1 на 2002 2007 гг. соответствовала приоритетным направлениям развития системы образования РБ и РФ. О продуктивности реализации ее предшествующих этапов свидетельствуют показатели учебной воспитательной деятельности. Учащиеся школы имеют множество побед и призов на различных конкурсах, соревнованиях городского, зонального, республиканского и всероссийского уровня.

В основе развития МОУ Гимназия № 1 система соуправления, сочетающая единство принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада.

 В городе Белебее и Белебеевском районе МОУ Гимназия № 1 пользуется заслуженным авторитетом. На общем фоне демографического, спада количество учащихся школы остается стабильным и даже наблюдается рост. Выпускники Гимназии востребованы и конкурентоспособны во многих престижных ВУЗах не только РБ, но и РФ. Отзывы родителей, выпускников, местного сообщества о Гимназии № 1 только позитивные.

В Гимназии № 1 обеспечены условия безопасности здания, учебные кабинеты соответствуют нормам, прописанным в СанПиНе, установлена тревожная кнопка.

Гимназия № 1 принимает активное участие в муниципальных, республиканских, федеральных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, смотрах и добивается хороших результатов.

В Гимназии № 1 созданы условия для внеучебной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования:

-        в учебном плане отведены часы на элективные курсы;

-        работают кружки по интересам, спортивные секции, пресс - центр
газеты НЛО, пионерская организация, театральная студия Пилигримм.

В то же время Гимназия № 1 рассматривается вопрос о расширении спектра дополнительного образования, увеличения продолжительности и его качественного разнообразия с целью удовлетворения социально- образовательного заказа в полном объёме.

К настоящему времени в Гимназии № 1 создана целостная воспитательная система. Разработаны программы: Гражданско - патриотического воспитания учащихся, Здоровье и др., посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

Также уделяется внимание информатизации учебно-воспитательного процесса.   Дальнейшая   перспектива   информатизации   школы   видится   в совершенствовании технического оснащения, приобретении мультимедиа аппаратуры, что позволит обеспечить эффективность и оперативность в использовании информационных технологий.

Выводы и результаты анализа.

1.     Гимназия № 1 функционирует стабильно в режиме развития.

2.     Гимназия № 1 предоставляет доступное, качественное образование, воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого ребенка.

3.     Качество образовательных воздействий осуществляет за счёт использования современных технологий.

4.     В управлении Гимназией № 1 сочетаются принципы единоначалия с демократичностью Гимназического уклада.

5.     В Гимназии № 1 созданы все условия для самореализации ребенка в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня.

6.     Родители, выпускники и местное сообщество высказывают позитивное отношение к деятельности Гимназии № 1.

7.     Педагогический коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем умеет выстроить перспективы развития в соответствии с уровнем требований современного этапа развития общества:

-        повышение    качества    образования    в    соответствии    с    новыми требованиями и ожиданиями общества;

-        совершенствование кадрового потенциала учителей через создание условий формирования ключевых компетенций;

-        улучшение системы управления образовательным учреждением в новых условиях через моделирование нового  уклада  школьной  жизни, базирующегося на основах демократичности и правового сознания всех участников образовательного процесса;

-        повышение      уровня      материального      обеспечения      учебно-воспитательного процесса, адекватного задачам современности;

-        совершенствование     системы    связей     с     внешним     социумом, предъявление образовательного учреждения как открытого образовательного пространства.

 

2.2           Оценка тенденций изменения социального заказа на образование.

 

За период реализации Программы развития Гимназии № 1 на 2002 2007 гг. произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Без учета этих векторов изменений невозможны истинные посылки, служащие основой для следующего этапа развития.

Внешние факторы

Социальные изменения

1.     Значительно возросли и содержательно изменились социальные требования к образованию, в основе которых лежат критерии качества, культуросообразия, сохранения здоровья школьников, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации.

2.     Возросла степень самоидентификации семей обучающихся как субъектов образовательных процессов, их стремление влиять на организацию и содержание образования.

Социологическое исследование родительских потребностей.

п/п

Потребности

2004/2005

2005/2006

2006/2007

1.

Необходимость    расширения    и    углубления   знаний   по предметам   естественно-математического цикла.

45%

50%

57%

2.

Необходимость профильного обучения на 3-ей ступени образования.

100%

100%

100%

3.

Необходимость в изучении иностранного языка со 2-го класса.

100%

100%

100%

4.

Необходимость  в расширении услуг дополнительного образования.

70%

75%

85%

 

3.     Изменение демографической ситуации привело к конкуренции среди школ г. Белебея.

4.     Произошли изменения в предпочтениях и ценностных ориентирах семей, составляющих основу родительской общности Гимназии № 1, вырос их образовательный уровень, интенсивно приобретаются признаки среднего класса. Растет требовательность семей к качеству образовательных услуг и необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.

 Политические изменения.

 Изменения в государственной политике в сфере образования требуют актуализации    образовательных    программ    инновационного    характера: индивидуализация   образовательных   траекторий,   профильное   обучение, проектные технологии, информатизация образовательного процесса.

Экономические изменения

Существующая    система    оплаты    труда    не    влияет    на    качество педагогического труда, рост квалификации педагогов.

Технологические изменения

1.     Изменилось внешкольное информационное пространство. Возросло количество семей, получивших доступ к Интернету. Информационные возможности педагогов, особенно старшего возраста, отстают от информационной культуры учащихся.

2.     Знаниево-репродуктивная парадигма массовой школы входит в противоречие с культурными вызовами цивилизации, в основе которых - индивидуальность ценностей, продуктивная деятельность, культурная мобильность, функциональная грамотность, поликультура.

Экологические изменения

1.     Закономерные изменения среды обитания, экологические проблемы имеют прямое влияние на состояние здоровья Гимназистов.

2.     С другой стороны в семьях начинает культивироваться тенденция к здоровому образу жизни. Следствие к Гимназии предъявляются требования по сохранению здоровья Гимназистов и формированию у них культуры здоровья.

Внутренние факторы

Ученики

1.     Положительно откликаются на усиление учебного давления, если видят в нем конструктивные смыслы.

2.     В массе своей стремятся активно участвовать в образовательном процессе.

3.     У большинства детей здоровые ценные установки. Они толерантны, отзывчивы, жизнерадостны, готовы к диалогу.

Родители

1.     Связывают будущее ребенка с уровнем полученного образования, имея в виду не столько знания, сколько поведенческие модели, умение работать в проблемном поле, принимать ответственные решения, коммуникативность, навыки успешного проживания в различных видах социума, способность к рискам и умение их прогнозировать. Отчетливо видно стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, становятся многообразнее досуговые потребности.

2.     Безопасность, физический и психический комфорт. Для их детей важнейшие приоритеты.

Педагогический персонал

1.     98% сотрудников школы не хотят менять место работы и профессию.

2.     До 60 % педагогов обладают рабочими ресурсом в сфере современных педагогических   технологий,   готовы   осваивать   и   информационные технологии обучения.

3.     Большинство учителей готовы участвовать в инновационных процессах.

 

2.3.  Структурирование проблем, вытекающих из анализа развития школы на современном этапе.

 

-        По результатам анализа деятельности Гимназии № 1 и оценки тенденций изменения социального заказа на образование можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести Гимназию № 1 на качественно новый уровень развития:

-        соответствия качества образования новым требованиям и ожиданиям
общества;

-        оптимизация кадрового потенциала учителей и системы управления
образовательным учреждением в новых условиях;

-        личная готовность выпускника, его физическое и нравственное развитие в решении задач своего жизненного и профессионального самоопределения;

-        материально-техническое обеспечение, адекватное задачам учебно-воспитательного процесса;

-        гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса одного из
основных аспектов развития общества.

Структурирование таким образом проблем позволяет сформулировать концепцию развития Гимназии № 1, определить цель, задачи программы развития, определить образ желаемого результата.

 

3.    Цели  и задачи  программы и общая стратегия  их реализации  в образовательном учреждении.

 

3.1 Цель программы  

 

С учётом основных тенденций развития Гимназии № 1 и в соответствии с основными концептуальными положениями формулируется цель программы развития: обеспечить оптимальные условия становления, развития, совершенствование личного и интеллектуального потенциала учащихся с учетом их реальных и потенциальных возможностей.

3.2. Основные задачи программы

 

Программа направлена на решение следующих задач:

 

непосредственно в отношении обучающихся

  • формирование адаптивной образовательной среды, предусматривающей многостороннюю вариативность и диверсификацию образовательных путей для каждого учащегося с опорой на его мотивы, способности, склонности, интересы;

  • создание условий для многоаспектной дифференциации и индивидуализации образования; введение профильного обучения в соответствии с социальным заказом Гимназии № 1;

в отношении педагогического коллектива

  • повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы,    внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий IV и V поколений;

  • в отношении, социального окружения - формирование соответствующего имиджа Гимназии № 1 в глазах потенциальных потребителей услуг; расширение системы дополнительного образования;

  • в отношении обеспечения образовательного процесса улучшение материального - финансового обеспечения образовательного процесса в Гимназии № 1; повышение   уровня   информатизации   учебно-воспитательного процесса, обеспечение гибкости и оперативности в    использовании информационных технологий во всех образовательных областях.

3.3.         Общая стратегия реализации программы

 

Реализация Программы развития видится противоречивым и длительным процессом, в результате которого произойдут существенные изменения во всех сферах жизни, Гимназии № 1: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом.

В качестве приоритетных направлений реализации программы на данный момент видится:

  • создание нормативной базы и информационное обеспечение процесса;

  • представляющее собой формирование норм осуществления деятельности разработку программ, планов;

  • интеграция групп и сообществ выделение групп инноваторов, содействие включению в преобразование Гимназии № 1, оформление субъектов;

  • инновационной деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественности;

  • презентация результатов образовательной деятельности на уровне микрорайона, города, области, страны опубликование итогов развития Гимназии № 1 в ходе различных мероприятий, в СМИ;

  • повышение квалификации педагогов содействие сближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития Гимназии № 1.

 

3.4. Концептуальное обоснование программы.

 

В условиях модернизации образования решающим является имеющийся ресурс образовательного учреждения, его готовность обеспечить условия самореализации каждого учащегося.

МОУ Гимназия № 1 г. Белебея считает своей основной задачей создание
адаптивной воспитательно-образовательной среды, способствующей ровному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
 

Основная идея концепции.

 

Образовательная среда Гимназии № 1 должна иметь многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся в рамках поливариантной образовательной среды позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально-востребованными, то есть подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосоздании и самосовершенствовании личности.

Важнейшая проблема, которую должна решить Гимназия № 1 в этой области, - выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка при сохранении основ классно-урочной системы.

Теоретической основой концепции избраны работы Е.А. Ямбурга, И.С. Якиманской.

В основе концепции лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:

  • ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребенка, педагога и любого человека);

  • приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития каждого индивидуума;

  • необходимости  ориентации  на  зону  ближайшего  развития  каждого ученика;

  • права на субъективность и субъектность каждого ребенка по отношению к учебно-воспитательному процессу (свобода выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни).

При построении  модели Гимназии № 1 теоретическими основами являлись работы Е.А. Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы, где данный тип образовательного учреждения стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

МОУ Гимназия № 1 предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети.

Гимназия № 1 призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию  развития.    Необходимо  отчетливо осознать, что    нет ни возможности, ни нужды всех без исключения учащихся приводить к таковым результатам.

Миссия Гимназии № 1 состоит в обеспечении конвенционирования интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:

-        получение основного и общего (полного) среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

-        утверждение социального оптимизма (перевод имеющего недовольства
качеством жизни в конструктивное русло, проявления социальной инициативы, формирование готовности к труду и отдыху в имеющихся общественных условиях, закрепление у подростков ориентации на законные способы достижения жизненного успеха, помощь в выборе любимых занятий);

-        содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, региона;

-        сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

Таким образом выстраивается модель адаптивной Гимназии, реализующей личностно ориентированный процесс обучения.

С позиции этого подхода в обучении и воспитании главными становятся самобытность ребенка, его самоценность, субъективность и субъектность его в  образовательном  процессе.  Реализация личностно ориентированного процесса    обучения и воспитания базируется на следующих позициях:

  • включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как цивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей обладающих качеством лидера;

  • включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс;

  • признание уникальности опыта ребенка;

  • сотворчество, общение детей и взрослых, которые являются главным механизмом становление ребенка в процессе социализации и воспитания;

  • предоставлении ребенку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора, созидать на пользу себе и обществу.

Предлагаемая образовательная парадигма, объединяющая в себе педагогику поддержки и педагогику авторитета и одновременно исключая педагогику  манипуляции и педагогику авторитарности в соединении с построением в ее рамках для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, позволит создать образовательную среду, необходимую для сохранения и развития уникальности личностных черт каждого учащегося в сочетании с успешной социальной и профессиональной адаптацией выпускников к условиям современной жизни и в соответствии с их вариативной мотивацией, их реальными интересами, склонностями и способностями.

Главное направление исследовательской и  экспериментальной дельности Гимназии № 1 в развитии заявленной концепции моделирование поливариантных компонентов образовательной среды.

Они очевидным образом распадаются на несколько блоков:

-        разработка технологий построения индивидуального образовательного маршрута;

-        построение образовательного пространства, позволяющего учитывать возможные  варианты  сценариев  адаптации  стандартной  образовательной среды в соответствии с реальными запросами учащихся при сохранении основ в классно-урочной системы;

-        проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой    должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические.

 

При этом  базовый уровень знаний умений навыков превращается

из целей обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.

 

Характеристика Гимназии № 1 по ступеням развития.

Образовательная структура Гимназии № 1 будет представлять собой систему, состоящую из 3-х ступеней и дошкольного звена.

Возраст, традиционная структура, тип образования

Ступени

образования

Задачи, решаемые школой на данной ступени

6 7 лет

Дошкольное звено Минишкола

        развитие психофизических функций: памяти, внимания и т.д.

        развитие   любознательности  ребенка   через   овладение   средствами   и   эталонами познавательной деятельности;

        формирование произвольного поведения детей;

        создание предпосылок для перехода от эгоцентризма к децентризму (способность
видеть мир с точки зрения другого или других);

        формирование мотивационной готовности к обучению;

        развитие творческих способностей ребенка через организацию сюжетно-ролевых,
театрализованных, дидактических и других видов игр;

        воспитание умственной активности ребенка на основе шести познавательных или умственных   процессов:   узнавания,   понимания,   памяти,   продолжающегося   и
расчленяющегося мышления, оценки;

        воспитание коммуникативности в ребенке.

7 10 лет. Начальная школа (общее начальное образование, дополнительное образование)

1-ая ступень

2-ая ступень Базовое универсальное образование

3-я ступень Профильное и универсальное образование

        овладение учебным материалом, т.е. создание прочной базы знаний;

        формирование у ребенка эвристических действий (ум ребенка должен оставаться
гибким, самостоятельным, творческим, а не должен быть закован в строгие рамки
универсальных предписаний);

        развитие личнообразующей линии, которая поворачивает ребенка на самого себя,
требует рефлексии, оценки того, чем я был и чем я стал;

        поддержание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствовать
развитию   любознательности   и   заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала,  интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения, т.е. пролонгирование формирования положительной мотивации к учению;

        формирования начала развития общих способностей детей и их диагностика;

формирование необходимых  для будущего образования знаний, умений, навыков, способной стать основой будущих компетентностей, формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности (перехода от решения системы   учебных задач к ориентировке в проблемных   ситуациях   реальной действительности);

 развитие   социальной  и   социально-психологической ориентации в человеческой деятельности;

психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу;

начало формирования коммуникативных навыков;

        поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.

5 9 классы.

Основная школа (общее основное среднее образование, дополнительное образование)

 

        поддержание   развития   интеллектуальной   активности   подростков,   повышение
мотивации обучения с помощью диагностики общих   и специальных способностей,
т.е. формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

        повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности,
развитие общих и специальных способностей, их диагностика;

        начало формирования навыков культуры умственного труда;

   

        формирование коммуникативных и начало формирования рефлексивных навыков;

        формирование общих и специальных умений и навыков;

        формирование         ключевых        культурно-образовательных        компетентностей,
характеризующих выпускника школы как образованного молодого человека;

        помощь подросткам в сохранении   человеческого достоинства в создание условий для обеспечения развития одаренных детей достижении
позитивных результатов  в  образовании,  саморазвитии,  общении,  образе  жизни,
вообще в самореализации;

        создание условий для обеспечения развития одаренных детей.

 

10 11-е классы.

Полная средняя школа (полное общее среднее образование, дополнительное образование)

 

 

 

        использование навыков самоконструирования. Формирование   научного стиля мышления, который,   являясь устойчивым качеством личности,   выступает как важнейший компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие  потребности  в  самосовершенствовании, формировании   способности  к самостоятельному     добыванию знаний, т.е. освоение    фундаментальных теоретических основ наук;

        развитие специальных и практических способностей учащихся;

        овладение специальными приемами мыслительной деятельности;

        формирование целостной картины мира;

        овладение навыками научно исследовательского труда;

        психолого-педагогическая диагностика     профессиональной, интеллектуальной
деятельности;

        использование всего комплекса    культурно -образовательных    компетентностей,
формирующих современную личность;

        ориентирование в мире знаний, профессий, человеческой деятельности.

 

 

 Учебный план

 

 Учебный план Гимназии № 1 будет ориентирован на требования государственного стандарта и состоять из учебных предметов с учетом перспектив и особенностей развития Гимназии № 1. Базисный компонент будет включать в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту. Учебный план будет предусматривать сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами и предметами по выбору учащихся, а также преемственность между ступенями и классами в процессе обучения. Вариативный компонент плана предоставит учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями за счет элективных курсов и спецкурсов по выбору.

В учебном плане 1-ой ступени (1-4 классы) основной стратегической линией будет развивающее обучение.

Учебный план 2-ой ступени (5-9 классы) будет сориентирован на реализацию предпрофильного обучения и содержать спецкурсы по выбору учащихся, сформированные с целью ориентации на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к вступительным экзаменам для продолжения образования в средних профессиональных учебных заведениях.

Учебный план 3-ей ступени (10 - 11 классы) будет иметь гибкую систему профильного обучения, где будет предусматриваться возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками.

Структура плана:

-        базовый компонент, обязательный для учащихся;

-        спецкурсы по выбору учащихся, сформированные с целью расширения базовых знаний для реализации профильных потребностей;

-        элективные курсы по выбору учащихся, сформированные с целью дополнительной подготовки для сдачи ЕГЭ по предмету на профильном уровне.

 

Организация учебно-воспитательного процесса

 

Организация образовательного процесса в Гимназии № 1 будет строится на основе учебного плана, разрабатываемого Гимназией № 1 самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом и

регламентироваться расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым Гимназий № 1 самостоятельно.

Гимназия № 1 будет осуществлять по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем в две смены; сохранится классно урочная система обучения.

 

Учебные программы

 

Обучение будет осуществляться по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерство образования Российской федерации и науки.

Идея профилизации образования требует интеграции учебных, воспитательных, развивающих, самообразовательных компонентов образовательного процесса в рамках определенного профиля.

Необходимо пересмотреть содержание учебных программ по некоторым учебным предметам, разработать новые программы спецкурсов и элективных курсов по выбору.

 

Дополнительное образование

 

Блок дополнительного образования даст возможность предложить Гимназистам широкий спектр знании по интересам, обеспечить приобретение опыта художественно-эстетической деятельности, организовать просвещение учащихся в сфере художественной культуры, что будет являться дополнением предпрофильной подготовки.

Дополнительное образование выполнит адаптивную функцию и сможет реализовать цели образовательного процесса. Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, её различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно - равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.

Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решит следующие задачи:

1.     развитие творческих способностей и творческой активности детей;

2.     формирование мотивации успеха;

3.     создание условий для самоутверждения и самореализации;

4.     создание условий всестороннего развития личности.

Дополнительное образование внесет существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система занятости детей, сложившаяся в образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Исходя из социального заказа и исследований, проводимых Гимназией № 1, в образовательном учреждении будет сформирована разнообразная структура удовлетворения образовательных потребностей контингента.

Психолого-педагогическая помощь будет подразумевать внешнее действие,  которое придает (актуализирует,  компенсирует и т.д.) ресурс, недостающий в некоторой конкретной ситуации.

Содержательно психолого-педагогическая помощь будет включать:

  • информационную помощь обеспечение учащихся информацией, отсутствие которой создает проблемы в развитии и межличностных отношениях воспитанников;

  •  интеллектуальную помощь формирование способов разрешения индивидуальных проблем в общении и развитии;

  •  эмоционально-волевую помощь создание благоприятной атмосферы, поддерживающей самооценку и самоотношение учащихся.

Модернизация методической работы

 

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является образовательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Реализация нового содержания обучения потребует широкого внедрения в учебное пространство современных педагогических технологий: проектных, модульных, информационно-коммуникационных и др. Это повлечет за собой необходимость модернизации методической работы. Основным ядром станут временные творческие группы учителей (ВТГ), мотивированные на работу по новым технологиям в режиме расширения образовательных компонентов школы, а также на разработку учебных планов, программно-методического обеспечения для новых компонентов, входящих в обновленную структуру образовательной среды в соответствии с заявленной концепцией.

Возникнет необходимость появления новых структурных элементов в управлении, т.к. всегда значимая методическая работа увеличится в объеме. Научно - методический совет, в состав которого войдут опытные учителя, разработчики нового содержания и технологий, станет органом управления.

 

4.     Описание ожидаемых результатов реализации программы и
целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели
решения поставленных задач и хода реализации программы по
годам.
      

 

Использование МОУ Гимназия № 1 г. Белебея созданной модели позволит в ближайшее время:

1.     обеспечить условия для личного развития всех участников образовательного процесса;

2.     создать качественно новые условия, обеспечивающие формирование физически здоровой, духовно нравственной личности, обладающей гражданской позицией, высоким уровнем обученности и интеллектуального развития;

3.     обеспечить повышение эффективности учебно-воспитательного процесса через внедрение современных технологий IV и V поколений;

4.     обновить содержание преподавания дисциплин гуманитарного, социального направления;

5.     обеспечить положительную динамику в повышении кадрового потенциала освоения современных технологий преподавания, и, в первую очередь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

6.     использовать ресурсы дополнительного образования для формирования пространства социальных практик;

7.     улучшить содержание программ вариативного дополнительного образования;

8.     организовать образовательный процесс профильного обучения на ступени старшей школы;

9.     организовать психолого-педагогическую поддержку на этапе самоопределения выпускников основной школы в рамках реализации задач предпрофильной подготовки;

10. организовать вариативное образование, обеспечивающее возможность выбора индивидуальной траектории обучения;

11. обеспечить функционирование мобильного ИКТ - класса для обеспечения высокого уровня организации научно-исследовательской деятельности учащихся, принципиально новых подходов в организации социальных практик;

12. создать безопасность условий жизнедеятельности: условия сохранения и восстановления здоровья детей и сотрудников школы в результате использования здоровьесберегающих технологий.

 

Индикаторы реализации программы

 

В результате реализации программы будет:

- внедрен в учебно-воспитательный процесс мобильный ИКТ класс, что позволит:     

        увеличить количество научно-практических проектов на 20%;

        повысить качество выполненных работ на 30%;

        обновить содержание преподавания дисциплин гуманитарного, социального направления на 5%;

        создать лаборатории естественно-математического цикла для эффективного предпрофильного и профильного обучения;

        повышать квалификацию учителей и членов управленческой команды, что
позволит повысить эффективность организации учебно-воспитательного
процесса с учетом требований современного общества на 20%;

        установить интерактивную доску и мультимедиа аппаратуру, что позволит повысить уровень информатизации учебно-воспитательного процесса, обеспечить гибкость и оперативность в использовании информационных технологий во всех образовательных областях на 30 %;

        открыть новые направления дополнительного образования (к 2009 г.);

        опубликовать работы педагогов в республиканских и районных учебно-методических изданиях (с 2008 г.).

 

5.     Конкретный план-график мер, обеспечивающих развитие образовательного учреждения.

 

Программа-минимум: в пределах бюджетного финансирования и средств, привлекаемых Попечительским советом в настоящее время.

Программа-оптимум: при условии роста бюджетного финансирования и дополнительного привлечения спонсорских средств.

Программа-максимум: при условии значительного роста бюджетного финансирования, привлечения новых источников спонсорских средств, изыскиваемых Попечительским советом, получения грантов от государственных институтов.

 

Программу предполагается реализовать в четыре этапа:

 

-        2007 - 2008 гг. подготовительный  - создание  условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы;

-        2008 - 2009 гг. запуск концепции непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции МОБУ Гимназия № 1;

-        2009- 2011 гг. реализация модели преодоление несоответствий культуры Гимназии № 1 и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных моделью Гимназии № 1;

-        2011 - 2012 гг. - аналитико-коррекционный анализ и рефлексия статуса Гимназии № 1 в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

   

 

Мероприятия программы развития МОУ Гимназия № 1 г. Белебея до 2012 года

 

Мероприятия

Минимум

Оптимум

Максимум

I.  Организационные мероприятия

- Разработка и реализация

учебного плана в соответствии с

заявленной концепцией

Разработка учебных

планов в соответствии с заявленной концепцией (май 2008 г., ответственные заместители директора по УВР)

Реализация учебного плана: с сентября

2008 г.(ответственные заместители директора по УВР)

 

II. Кадровая политика и повышение квалификации персонала

- Создание в педагогическом

коллективе группы педагогов-

исследователей

Модернизация

методической работы:

создание временных

творческих групп

учителей (ВТГ) с целью осуществления

исследовательской

деятельности: январь-февраль 2008 г. (Ответственный кафедры, заместитель директора по УВР)

Выступление учителей на

региональных, районных

научно-методических

конференциях: постоянно с 2008 г.

(ответственный

заместитель директора по УВР)

Регулярные публикации педагогов в региональных,

районных научно-

методических

изданиях,

включая электронные: с 2009 г. постоянно.

(ответственный заместитель директора по УВР)

- Повышение квалификации в

области управления, новых образовательных технологий,

дополнительного образования и воспитания.

 

Систематическое

направление педагогов и администрации на курсы повышения

квалификации:

постоянно с 2008 г.

(ответственный

заместитель директора по НМР)

Дистанционное повышение

квалификации педагогических кадров в системе открытого образования: с 2009 г.

постоянно

(ответственный

заместитель директора по НМР)

Организация системы

повышения квалификации педагогического коллектива

на базе Гимназии № 1 и непосредственно на рабочих местах с привлечением

преподавательского состава Белебеевского

педагогического колледжа с октября 2008 г, БГУ им. Акмуллы  (ответственный заместитель

директора по УВР)

- Создание портфолио учителей с целью систематизации,

обобщения опыта учителей.

Разработка основных

параметров портфолио:

март-апрель 2008 г.

(ответственный

руководитель ВТГ)

Оформление портфолио: с сентября - октябрь 2008 г.

(ответственный

заместитель директора по НМР)

Использование в

непосредственной работе: с январь 2009 г. (ответственный заместитель

директора по НМР)

III. Повышение эффективности образовательного процесса

- Освоение образовательных

технологий IV и V поколений (проектная технология, ИКТ,

технология модульного и блочно-модульного обучения)

Организация

экспериментальной

работы по освоению

новых образовательных

технологий: метод проектов март 2008 г. (ответственный руководитель ВТГ)

Освоение ИКТ; проектных,модульных технологий: серии открытых уроков

(октябрь - декабрь 2008 г.,ответственный руководитель ВТГ, заместитель директора по НМР)

Использование технологий в работе: с сентября 2009 г.

(ответственный заместитель

директора по НМР)

 - Выработка методики и  технологий построения

индивидуального

образовательного маршрута

 

Выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута: сентябрь 2008 г. (ответственный

заместитель директора по НМР)

 

Внедрение методики и

технологий в

образовательный процесс: сентябрь 2009 г. (ответственный

заместитель директора по НМР

 

Использование технологий в

образовательном процессе:

2010-2011 уч. г.

(ответственные зам. директора по НМР)

 

IV.  Укрепление и развитие материальной базы

- Приобретение мультимедиа аппаратуры

- Приобретение необходимого
оборудования для кабинета физики, химии, биологии

- Приобретение мебели

- Приобретение интерактивной доски

   

2008 г.

2008 г.

2008 г.

2008 г.

 

 

     

V. Развитие образовательной среды

- Развитие предпрофильной подготовки

Исследование потребностей родителей и детей в направлениях предпрофильной подготовки: с сентября 2007 г. ежегодно (ответственный заместитель директора по УВР)

Расширение набора курсов предпрофильной подготовки: с сентября 2008 г. ежегодно (ответственный заместитель директора по УВР)

Реализация новых курсов предпрофильной подготовки: с сентября 2009 г. ежегодно

(ответственный заместитель директора по УВР)

 - Развитие профильного обучения

Исследование потребностей родителей и детей в открытии профилей обучения: с января 2008 г. ежегодно

(ответственный заместитель директора по УВР)

Расширение набора профилей обучения: с сентября 2008 г. ежегодно (ответственный заместитель директора по

УВР)

Реализация новых профилей обучения: с сентября 2009 г. ежегодно (ответственный заместитель директора по УВР

VI. Научно-методическая поддержка и научное обеспечение деятельности школы.

Тиражирование и

распространение опыта и результатов инновационной

деятельности

Продолжение начатой

работы школы как

экспериментальной

площадки: с сентября

2007 г.(ответственный

заместитель директора по НМР)

Обобщение опыта работы

по теме: Содержание и организационно-

педагогические условия проектной деятельности

учащихся в

образовательном

процессе: январь 2009 г.

(ответственный

руководитель ВТГ) Работа экспериментальной площадки: (ответственный заместитель директора по НМР

Обобщение опыта по теме:

Содержание и

организационно-

педагогические условия применения в

образовательном процессе модульно-блочных технологий: январь 2010 г.

(ответственный

руководитель ВТГ)

VII. Развитие воспитательной среды

 - Развитие системы

дополнительного образования

Исследование

потребностей родителей и детей в направлениях

дополнительного

образования: с сентября 2007 г. ежегодно (ответственный заместитель директора по ВР)

Создание комплекса

диагностики детей и

консультирование

родителей по выбору

направлений развития

детей: с октября 2008 г. (ответственный заместитель директора по ВР)

Открытие новых

направлений

дополнительного

образования: с сентября 2009 г.

(ответственный заместитель директора по ВР)

- Насыщение воспитательной среды микрорайона МОУ Гимназия № 1 новыми возможностями

Расширить практику благотворительных концертов школьной художественной самодеятельности: постоянно (ответственный заместитель директора по ВР)

Исследовать культурные

потребности родителей: с января 2008 г.(ответственный

заместитель директора по ВР)

Создание семейных клубов по интересам: с сентября 2009 г. (ответственный заместитель директора по ВР)

VIII. Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни

- Продолжение мероприятий по сохранению и укреплению природного здоровья, профилактика заболеваемости, использование здоровьесберегающих технологий

Постоянно

(ответственные классные руководители 1-11 классов)

 

 

 - Организация семейных конкурсов для пропаганды здорового образа жизни

 

с 2008 г. постоянно (ответственный заместитель директора по ВР)

 

Включение в лекторий для родителей курса лекций по здоровьесберегающим технологиям, мероприятиям

С сентября 2008 г. (ответственный заместитель директора по ВР)

 

 

IX. Взаимодействие с социумом.

 - Привлечение выпускников как ресурса повышения эффективности деятельности Гимназии № 1

Участие выпускников Гимназии № 1 в реализации программ дополнительного образования: постоянно (ответственный заместитель директора по ВР)

Участие выпускников в работе Попечительского совета: с 2007 г. постоянно (ответственный директор). Участие выпускников в работе музея, привлечение их к воспитательной работе Гимназии № 1: с сентября 2007 г. постоянно (ответственный заместитель директора по ВР)

 

- Позиционирование Гимназии № 1 как конкурентоспособного образовательного учреждения, представляющего обширный спектр образовательных и воспитательных услуг

Психолого-педагогическая поддержка социально неблагополучных семей, детей из группы риска: постоянно (ответственный психолог)

Ежегодные отчеты директора Гимназии № 1 перед родителями о проделанной работе: постоянно (ответственный директор)

Разработка и реализация просветительских программ: с 2009 г. (ответственный заместитель директора по ВР)

Проведение социологических исследований с целью оценки тенденций изменения социального заказа на образование.

Постоянно (ответственный заместитель директора по ВР)

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz