Положение о кафедре в МОУ Гимназия №1
Кафедра - это структурное
подразделение методической службы ОУ, объединяющее
преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо
одной образовательной области (одному предмету), имеющих
достаточно высокую квалификацию и ведущих
учебно-воспитательную, опытно-поисковую, экспериментальную,
научно-методическую и проектно-исследовательскую
деятельность.
Приказом директора МОУ Гимназия №1 за
кафедрой закрепляется лаборантский состав, обеспечивающий
учебный процесс, учебные классы, лаборатории и кабинеты.
Количество кафедр и их численность
определяются методическим советом Гимназии №1 исходя из
необходимости комплексного решения поставленных перед МОУ
задач, и утверждается приказом директора МОУ.
В своей деятельности кафедры
руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и
законами Российской Федерации, решениями органов управления
образования, а также Уставом и локальными правовыми актами
Гимназии №1 (Правилами внутреннего трудового распорядка,
трудовыми договорами).
Задачи и направления
деятельности кафедры
Кафедра выполняет следующие основные
задачи:
-
проведение всех видов учебных
занятий;
-
разработка тематических планы,
учитывающие федеральный, региональный и школьный
компоненты, условия и особенности обучения различных
групп учащихся;
-
утверждение тематики индивидуальных
исследований учителей;
-
обеспечение непрерывного
совершенствования качества преподавания;
-
обучение учителей методологии
ведения опытно-поисковой и научно-исследовательской
работы;
-
комплексное методическое
обеспечение учебных предметов кафедры;
-
оказание помощи сотрудникам кафедры
в подготовке к аттестации;
-
установление творческих связей с
кафедрами и методическими объединениями других ОУ с
целью изучения, обобщения и распространения опыт работы
лучших учителей;
-
оказание помощи молодым
специалистам в овладении педагогическим мастерством.
-
участие в экспериментах и научных
исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по
профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с
задачами повышения качества преподавания учебных
предметов;
-
обсуждение результатов
научно-исследовательских и экспериментальных работ и
рекомендации к опубликованию отчетов о их проведении,
участие во внедрении результатов исследований и
экспериментов в практику.
-
проведение экспертизы авторских и
модифицированных программ;
-
рассмотрение и утверждение
материалов для итоговой аттестации учащихся;
-
проведение итоговой аттестации
учащихся по предметам кафедры и анализ ее итогов;
-
организация и руководство
проектно-исследовательской работой учащихся, подготовка
учеников к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам,
конференциям;
-
организация профессиональной
ориентации учащихся, проведении занятий на
подготовительном отделении или подготовительных курсах
по профилю кафедры (при наличии договоров с вузами).
Основные направления деятельности
кафедры:
-
анализ результатов образовательной
деятельности по предметам;
-
участие в разработке вариативной
части учебных планов, внесение изменений в требования к
минимальному объему и содержанию учебных курсов;
-
разработка интегрированных учебных
программ по изучаемым предметам и согласование их с
программами смежных дисциплин для более полного
обеспечения усвоения учащимися требований
государственных образовательных стандартов;
-
подготовка и обсуждение рукописей
учебно-методических пособий, дидактических материалов и
наглядных пособий по предметам;
-
проведение открытых занятий и
открытых внеклассных мероприятий по предметам;
-
подготовка и обсуждение докладов по
вопросам методики преподавания учебных предметов,
повышения квалификации и квалификационного разряда
учителей;
-
обсуждение докладов по методике
изложения принципиальных вопросов программы;
-
обсуждение методики проведения
отдельных видов учебных занятий и содержания
дидактических материалов к ним;
-
рассмотрение вопросов организации,
руководства и контроля исследовательской работой
учащихся;
-
организация и проведение
педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых
информационных технологий обучения, применения на уроках
диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов,
экспертно-обучающих систем, демонстрационно-обучающих
комплексов и т.д.;
-
разработка и совершенствование
средств повышения наглядности обучения (терминальных и
дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов,
таблиц и т.д.), а также методики их использования в
учебном процессе;
-
совершенствование
учебно-лабораторной базы кафедры (лабораторных и
специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных
сетей и их программного обеспечения);
-
разработка положений о проведении
конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
Организация работы
кафедры
Организует учебно-воспитательную,
научно-методическую, экспериментальную и
опытно-исследовательскую работу на кафедре ее руководитель
(заведующий), назначаемый приказом директора МОУ.
Заведующий кафедрой в зависимости от структуры
образовательного учреждения подчиняется директору или одному
из его заместителей. Заведующему кафедрой подчиняются все
учителя и лаборанты, входящие в состав кафедры. Работа
заведующего кафедрой оплачивается из надтарифного фонда
образовательного учреждения в размере 5% от тарифной
ставки.
Заведующий кафедрой отвечает за
качество преподавания предметов кафедры; выполнение
опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической и
проектно-исследовательской работы; повышение квалификации
сотрудников кафедры; состояние трудовой дисциплины и
внутреннего порядка на кафедре; состояние и сохранность
учебно-материальной и лабораторной базы кафедры.
Заведующий кафедрой обязан:
-
руководить учебной и методической
работой на кафедре, разработкой программ,
календарно-тематических планов, учебно-методических
пособий, дидактических и наглядных материалов по
предметам кафедры;
-
организовывать оперативную
корректировку учебно-методических материалов;
-
контролировать подготовку учителей
к занятиям и качество их проведения;
-
всесторонне обеспечивать
самостоятельную работу учащихся, обучающихся по
индивидуальным планам;
-
руководить опытно-поисковой,
экспериментальной, научно-методической работой учителей,
контролировать выполнение планов научных и
экспериментальных работ;
-
руководить
проектно-исследовательской деятельностью учащихся;
-
организовывать повышение
квалификации преподавательского состава кафедры, давать
рекомендации учителям, желающим повысить свою
квалификационную категорию;
-
организовывать проведение
педагогических (методических) экспериментов, внедрение в
учебный процесс методических достижений и новых
технологий обучения;
-
руководить работой по развитию и
совершенствованию учебно-материальной базы кафедры.
Работа кафедры проводится в
соответствии с планом на текущий учебный год. План
составляется зав. кафедрой, рассматривается на заседании
кафедры, согласовывается с заместителем директора по
научно-методической работе и утверждается директором школы.
Заседания кафедры проводятся один раз в
месяц. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов
принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале
протоколов.
При рассмотрении вопросов,
затрагивающих тематику или интересы других кафедр Гимназии
№1, на заседания необходимо приглашать их заведующих.
Документация кафедры
Для эффективной работы на кафедре
должны быть следующие документы:
1. Нормативно-правовые документы:
-
Положение о кафедре;
-
приказы и распоряжения;
-
анализ работы кафедры за предыдущий
учебный год;
-
план работы кафедры на текущий
учебный год;
-
банк данных о сотрудниках кафедры
(возраст, образование, какой вуз (ОУ) и когда закончили,
специальность, какие имеют награды, ученые степени,
звания, учебная нагрузка, тематика исследований);
-
сведения о профессиональных
потребностях учителей;
-
адреса педагогического опыта;
-
протоколы заседаний М/О;
-
функциональные обязанности
сотрудников кафедры.
2. Документы перспективного
планирования:
-
перспективный план развития кафедры
(на 3-5 лет);
-
план выпуска печатных работ (на 3-5
лет);
-
план опытно-поисковой,
экспериментальной, научно-методической деятельности (на
3-5 лет);
-
план совершенствования
учебно-материальной базы кафедры (на 3-5 лет);
-
перспективный план аттестации
учителей; перспективный план повышения квалификации
учителей;
-
учебные программы и их
учебно-методическое обеспечение по предметам кафедры.
3. Документы текущего планирования:
-
план работы (план-календарь)
основных мероприятий кафедры на учебный год (месяц);
-
календарно-тематические планы (по
предмету, по индивидуальным занятиям);
-
расписания учебных занятий и
экзаменов;
-
графики проведения предметных и
методических недель;
-
график повышения квалификации
сотрудников;
-
график прохождения аттестации
сотрудниками кафедры;
-
график проведения совещаний,
конференций, семинаров, круглых столов, творческих
отчетов, деловых игр;
-
график проведения открытых уроков и
внеклассных мероприятий по предмету учителями ;
-
план работы с молодыми и вновь
прибывшими специалистами;
-
график проведения текущих
контрольных работ;
-
планы проведения предметных недель.
4. Информационно-аналитические и
отчетные документы:
-
журналы всех видов занятий;
-
информационно-аналитические
справки;
-
диагностические графики, таблицы;
-
отчеты о работе за год.
Права кафедры
Кафедра имеет право:
-
готовить предложения и
рекомендовать учителей для повышения квалификационного
разряда;
-
выдвигать предложения об улучшении
учебного процесса в школе;
-
ставить вопрос о публикации
материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном
на кафедре;
-
ставить вопрос перед администрацией
школы о поощрении сотрудников кафедры за активное
участие в учебно-воспитательной, экспериментальной,
научно-методической и опытно-поисковой деятельности;
-
рекомендовать учителям различные
формы повышения квалификации;
-
вносить предложения по организации
и содержанию аттестации учителей;
-
выдвигать от кафедры учителей для
участия в конкурсах «Учитель года».
Контроль за деятельностью кафедры
Контроль за деятельностью кафедры
осуществляется директором школы, его заместителями по
методической работе в соответствии с планом внутришкольного
контроля, утвержденным директором МОУ Гимназия №1.