Информация о  Гимназии   Кафедры   Мероприятия   "Радуга талантов"   Наше творчество   НЛО
 

2005 год

 Задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей творческой одаренности детей, обеспечить поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.
 

Дружба с вузами

         Сотрудничество с вузами республики и страны всегда привлекало педколлектив гимназии как один из эффективных способов повышения качества образования и его конкурентоспособности.
         При этом плодотворном сотрудничестве используются разные формы работы: лекции преподавателей вузов для учителей и учащихся, заочные школы, тестирование учащихся,
прохождение студентами практики на базе гимназии.
         Особенно эффективны связи с УГАТУ, БГПУ, МФТИ, СамГАСУ и другими вузами.
         В этом году гимназии удалось установить творческий контакт с одним из ведущих университетов РБ-УГНТУ. С 10-го ноября на нашей базе начали работу подготовительные курсы от этого высшего учебного заведения. 40 часов из 196 запланированных займут занятия преподавателей УГНТУ в дни зимних и весенних каникул. Занятия по физике, математике, русскому языку ведут учителя гимназии Л.А. Коровина, О.Е. Селезнёва, Л. М. Музафарова, по химии Ц учительница школы №15 Э. Ф. Латыпова.
         В дальнейшем планируется расширить сотрудничество с УГНТУ И УГАТУ: будет открыт класс нефтяного университета, организуем учёбу учителей.
         От такого сотрудничества выигрывают все: и гимназия, и вузы, и учащиеся, и учителя, и родители.

З. Ханнанова

 

Говорят анкетыЕ

          Десятки и десятки учащихся откликнулись на просьбу заполнить анкету с вопросами о месте гимназии в их жизни, любимых предметах и учителях, самых интересных традициях учебного заведения, о своих увлечениях и пожеланиях.
         Характерно, что поступившие ответы - своеобычные, с критическим оттенком, позволяющим судить о гражданской зрелости гимназистов.
         лДля меня гимназия - это моя работа. Человек каждое утро уходит на свою службу. Так и мы, гимназисты, спешим на своё рабочее место. Разница лишь в том, что вместо зарплаты мы получаем     бесценный багаж знаний, навыков.
         Мои самые любимые предметы - алгебра, потому что она учит находить простое решение в самой трудной задаче; химия, потому что мы ставим много опытов.
         Любимых учителей у меня много: Ольга Евгеньевна - за быстроту решения сложных задач; Ирина Константиновна - за строгость и доброжелательность одновременно; Людмила Анатольевна - за богатство настроений; Ирина Викторовна - за приятность в общении; Наталья Ивановна - за разнообразные уроки; Римма Мазитовна - за грациозность; Раис Галимзянович - за спортивность; Светлана Валерьевна - за энергичность; Татьяна Алексеевна - за элегантность; Зарема Сарваровна - за хозяйственность; Валентина Александровна - за добропорядочность ...╗
 В.К., 9 Б класс╗.

         Все без исключения учащиеся лучшей традицией гимназии называют День самоуправления.
         Интересных ответов очень и очень много. К сожалению, газетная площадь не позволяет привести их все. Обобщим ответы ребят стихами гимназического поэта А. Марьина: лДля меня гимназия - это ...
Дорога к знаниям
И лестница к науке,
Святое здание,
Где жизнь течет без скуки ...
Пожелание моей гимназии:
Желаю тебе не меняться
И века еще простоять.
А мы же все будем стараться
И имя твое прославлять╗.
 

Работа с одаренными детьми

         Проблема раннего развития и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. От решения ее зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: от развития одаренной личности - к формированию одаренного общества. Эта проблема стоит перед всем образовательным сообществом, и каждое образовательное учреждение по-своему пытается её решить.
Наша гимназия занимает в этом ряду особое место, т.к. по своему статусу учебного заведения повышенного уровня призвана развивать таланты и склонности, готовить будущую интеллигенцию с качественным образованием. В гимназии за 13 лет ее существования накоплен немалый опыт работы с одаренными и способными детьми. Педколлектив гимназии работает над проблемой лПедагогические средства и условия развития одаренных детей╗, ставя перед собой следующие задачи:
     Ц учет психолого-педагогических особенностей одаренных школьников при организации их обучения;
     Ц развитие способностей детей через предоставление более широких возможностей для участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
     Ц подготовка педагогов для работы с одаренными детьми;
     Ц организация контроля (мониторинга) за развитием способных и одаренных учащихся.
         Принято считать, что в гимназию поступают исключительно талантливые и одаренные дети. В действительности среди учащихся, ежегодно принимаемых в гимназию №1, только 6 %, по данным психологов школы, обладают явно выраженными повышенными способностями, а у остальных одаренность проявляется в замаскированной форме. Поэтому первоначальной задачей гимназии является развитие в процессе обучения не только детей с явной одаренностью, но и учащихся со скрытой формой ее проявления и просто способных учащихся. Показателем успешности в решении этой проблемы мы считаем тот факт, что среди выпускников гимназии 46 % опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, 81 % гимназистов старших классов имеет высокую мотивацию к учению.   Об этом свидетельствуют и следующие статистические данные, мониторинг качества знаний, успеваемости, количество медалистов, данные о поступлении в ВУЗы за последние шесть
          На основании использования следующих диагностических методик:
    Ц вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса;
    Ц батарея тестов креативности Туник, созданная на базе креативных тестов Гилфорда;
    Ц опросник креативности Джонсона (для учителей); 
    Ц интеллектуальные тесты;
    Ц анкета по выявлению способностей детей (для родителей) и других наблюдений психолога и учителей-предметников в гимназии создан банк данных способных и одаренных детей, а также сформировано портфолио каждого гимназиста.
Анализ видов одаренности показывает преобладание в гимназии детей с художественно -эстетической одаренностью, на втором месте познавательная одаренность, на третьем - одаренность в практической деятельности.
         С целью развития интеллектуальных способностей детей традиционно проводятся школьные предметные олимпиады для учащихся 5-11 классов, олимпиады младших школьников по русскому языку и математике, интеллектуальные марафоны, полиолимпиады. Гимназисты ежегодно принимают участие в конкурсе знатоков русского языка лРусский медвежонок╗ и конкурсе - игре по математике лКенгуру╗, в американском тестировании лАкт в поддержку свободы╗, в очных и заочных олимпиадах по истории, математике, русскому языку, литературе, географии и т.д. всероссийского турнира лИнтеллект будущего╗, городских и республиканских предметных олимпиадах.
         Для подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, а главное - для развития их способностей в гимназии работают факультативные спецкурсы, заочные школы при МФТИ, УГНТУ.
         В гимназии уделяется большое внимание организации творческо-исследовательской деятельности учащихся. Активное включение исследовательских методов в практику массового образования продиктовано необходимостью каждому человеку в современном мире иметь умение и навыки исследовательского поиска. Это тем более актуально для гимназии, так как мы ставим целью воспитание личности, способной принимать эффективное решение, обладать интеллектуальной инициативой, целенаправленно строить процесс самообучения и успешно адаптироваться в современном обществе.
        

         Цели организации научно-исследовательской работы учащихся
предполагают:
    Ц воспитание познавательного интереса;
    Ц создание положительной мотивации учения и образования;
    Ц формирование глубоких действенных знаний;
    Ц развитие интеллектуальной сферы личности;
    Цформирование способов активной познавательной деятельности,
    Ц развитие познавательной активности.
         Реализация этих целей в гимназии осуществляется через систему введения общих и частных методов научного исследования в учебном процессе на всех его этапах.
         В гимназии традиционно вот уже на протяжении 13 лет работает научное общество гимназистов в составе шести творческих научных групп (ТНГ): словесников, математиков, иностранных языков, историков, краеведов и естественно - научных дисциплин.
         Гимназисты, занимающиеся исследовательской работой, представляют свои труды на ежегодной научно-практической конференции гимназии, дипломанты которой получают право на участие в конференции учащейся молодежи Белебеевского района и г. Белебея лПервые шаги в науку╗.
У наших ребят есть удачный опыт участия в республиканских конференциях, проводимых в рамках программы лМалая академия╗: Никонова Мария, 2004 г. лИсследование механизма удара и зависимости прыгучести футбольного мяча от внутреннего давления воздуха╗, Хайруллина Алия, Зуева Любовь, 2005 г. лДемографический портрет гимназии №1╗.
         Развитие одаренности в коммуникативной деятельности наших учащихся реализуется через работу детских объединений лСовет старшеклассников╗, лСовет музея╗, пресс-центра гимназической газеты лНовые люди общества╗, коллективные творческие дела. Для учащихся, имеющих одаренность в практической, художественно - эстетической, спортивной деятельности, в гимназии работают восемь объединений по интересам: театральная студия лПилигрим╗, вокальная, танцевальная студии, кружок лХозяюшка╗, спортивные секции.
         Большое внимание уделяется в гимназии созданию ситуации успеха для детей.Это и регулярные издания гимназической газеты лНЛО╗, сборника творческих работ гимназистов по литературе (изданы 3 тома), выпуск периодического сборника стихов учащихся, выпуск сборника тезисов научных работ учащихся, оформление стендов лНаши достижения╗, лОтличники учебы╗, лГордость гимназии╗, лНаши спортсмены╗ и стипендия попечительского совета за особые успехи в учении ...
Согласно решению педсовета членам НОУ защита работы засчитывается как экзамен по выбору при проведении итоговой аттестации.
         Работа с одаренными детьми невозможна без хорошей подготовки педагогов и их желания творчески работать. В гимназии работают 18 учителей высшей, 29- 1 категории, 12 награждены знаком лОтличник образования╗, один имеет звание лПочетный работник общего образования╗. Ежегодно преподаватели гимназии участвуют в работе городских, республиканских семинаров, научно-практических конференций.
         Всю систему самооткрытия одаренного ребенка гимназии №1 можно представить следующим образом:
мы надеемся, что все то, что делается в гимназии для выявления и развития одаренных детей, поможет им адаптироваться во взрослой жизни, сформирует личность, способную к самообразованию и саморазвитию.

                                                                                                З. Ханнанова, директор гимназии №1

 

лУкротители╗ конкурсов, олимпиад

         Не все дети, посещающие школы, одаренные, а программный материал должны усвоить все, на что времени и сил уходит очень много. Чтобы не упустить работу с одаренными детьми, нужно заниматься с ними индивидуально. В основе занятий с ними лежит принцип лгоризонтального обучения╗, то есть увеличение объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в программе.
         Речь идет не столько даже об объеме знаний, сколько о развитии у учащихся вкуса к исследовательской деятельности, о способности мыслить творчески, логически, укреплении в них уверенности в своих силах.
Надо предусматривать широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать выбор, исходя из конкретной учебной ситуации, учитывая способности учащегося, уровень его знаний.
В работе используются следующие задания повышенной сложности, которые даются как для домашнего выполнения, так и на уроках:
    Ц моделирование;
    Ц группировка объектов;
    Ц поиск причинно-следственных связей, в том числе и составление причинно-следственных ценностей;
    Ц проверочного характера;
    Ц сопоставление и т.д.
         Помимо этого, используются знания учащихся при объяснении нового материала, им доверяется проведение отдельных этапов урока. Учащиеся ведут сбор материалов различного характера, занимаются исследовательской работой по межпредметным связям, выступают в роли консультантов, готовят тематические вечера.
         Результаты такой многогранной работы налицо. В прошлом учебном году на кафедре естественно-математического цикла были написаны работы: по географии, биологии, химии - по две, информатике - одна, математике - три.
         На городской научно-практической конференции призовые места заняли: по математике З. Полякова (6 В кл.)- первое место, по информатике А. Нгуен и С. Симонов (11 кл.) Ц первое место.
Среди победителей олимпиад разных уровней - А. Файзуллина, Р. Гильманов, А. Ами-
нев, А. Семенов, Э. Чулпанова, Р. Яубатыров, И. Долинский, Ю. Билинский и другие.
Выпускник 2005 года Т. Хабиров на олимпиаде по физике в БГУ занял первое место. Отличились и учащиеся 6-го класса Р. Яубатыров и И. Долинский. Выступая на олимпиаде в г. Стерлитамаке, они стали первым и вторым призерами. Р. Яубатыров пошел дальше: в Уфе он тоже был первым и даже получил первый денежный приз.
         В прошлом году проводились городские марафоны по математике и физике среди учащихся 11-х классов. Команды гимназии на всех трех этапах лидировали с большим отрывом. В этом учебном году они тоже не уступили свои позиции.
         Хорошие результаты показали гимназисты и на ЕГЭ. По математике лучшие результаты у Т. Хабирова (98 баллов!), Д. Яппарова (89) и Р. Гильманова (89 баллов).
         Многие одаренные дети не находят себе друзей среди ровесников и тянутся к взрослым, поэтому следует наладить с ними доверительные отношения. Нельзя допускать соревновательности одаренных с другими детьми. Новые их успехи следует сравнивать с их же прежними, менее значительными.
Индивидуальная работа с одаренными детьми требует от педагога дополнительных затрат времени, сил и эмоций, но зато сколько профессионального удовлетворения это может принести, когда твой ученик оправдывает усилия и поднимается на вершину своих возможностей, на этом этапе, конечно. На эту работу нужно посмотреть еще с одной точки зрения: дети этой группы имеют право на удовлетворение своего желания на качественное обучение, развитие своих способностей.

                                                                                         

О. Селезнева, учительница математики


 
Развитие математического мышления

         лЗаученная╗ математика - это абсурд по определению, потому что сама суть математики - это логическое понимание и красота мыслительного движения, а не лзнание╗. Если ученик запомнил некоторое математическое понятие и научился в соответствии с ним совершать какие-то арифметические или алгебраические действия, то это вовсе не значит, что у него появились в результате хотя бы зачатки математического мышления. Суть математики выражается прежде всего в определенном качестве мышления, стиле мышления. Если у человека поставлено математическое мышление, у него не будет проблем с математическими знаниями.
         За время учебы в школе учащиеся решают массу различных математических задач, схожих в одном - почти все они стандартны. Есть некоторые алгоритмы, которые обрабатываются до автоматизма. Однако ученики, как правило, не могут справиться с нестандартной задачей, выходящей за рамки привычных алгоритмов, даже если для ее решения не нужно дополнительных знаний. Решение нестандартной задачи - эвристический акт и требует самостоятельного поиска ключевой идеи. Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлеченность поиском решения проблемы Ц главная движущая сила творческой активности. Именно не стандартные задачи способствуют развитию математического мышления.
         Конечно, эти задачи нельзя решать по традиционной системе: лпостановка условия╗ - лвызов к доске╗ - лрешение╗. Без предварительного напряженного обдумывания невозможно рассчитывать на успех. Потому, начиная с 5 класса, мы формируем на каждом уроке нестандартную задачу, которую называем лзадачей урока╗, Кто-то успевает решить ее на уроке, кто-то решает дома, на следующем уроке проводится защита решений и выбирается самое удачное, Рамки урока стали тесны для такой работы, поэтому для желающих был открыт математический кружок, который действует второй год, и темперь лзадачи урока╗ выдаются на неделю.
         В ходе решения сложных задач возникает необходимость дополнительных знаний, поэтому семиклассники знакомы с различными методами разрешения нестандартных проблем. Стимулом для самостоятельного решения задач являются участие в олимпиадах, в работе школьной научной конференции. Так, учащиеся Илья Долниский и Рамиль Яубатыров заняли первое и второе место на городской олимпиаде по математике. А Рамиль стал победителем олимпиады лВесенний путь╗, проведенный в городе Стерлитамаке весной 2005 года, а также на республиканской олимпиаде лМашет╗ в г. Уфе. Злата Полякова заняла первое место на городской научной конференции, представив работу лПутешествие в страну графов╗.

                                                                                         

З. Гильманова, учительница математики

 

Экологизация географического образования

         Одной из задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является формирование у членов общества образа страны. Любой человек должен иметь правильное представление о том, в какой стране, каком регионе, городе, селе он живет. Без этого невозможен истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.
         Как ни странно, но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждет за порогом собственного дома. Анкетирование, проводимое среди старшеклассников, показало, что учащиеся теоретически хорошо ориентируются, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях, вокруг нас.
         Работа кафедры предметов естественно Ц математического цикла строится на основе привлечения учащихся к исследованию своего края. В гимназии традиционно организуются комплексные экспедиции по изучению отдельных уголков района. В 2004 году была организована экспедиция в село Слакбаш, во время которой учащиеся совместно с преподавателями проводили различные исследования: географы составляли комплексную физико- и экономико-географическую характеристику территории, химики исследовали качество воды в реке Слак, физики проверяли уровень радиационного фона. Результатом экспедиции стала научно-практическая конференция, на которой учащиеся не только дали комплексную оценку состояния окружающей среды Слакбаша, но и внесли рекомендации по улучшению создавшейся ситуации.
         В этом учебном году научно-исследовательская экспедиция была посвящена 225-летию Белебея. Поэтому учащиеся совместно с руководителями отправились на различные предприятия и учреждения города. Химики на станции водоочистки знакомились со способами очистки сточных вод (согласитесь, в эпоху всемирного дефицита чистой пресной воды это актуально!). Географы встречались с представителями комитета по охране природы, общества охотников и рыболовов, Белебеевского лесхоза с целью выяснить, каково экологическое состояние города и района. Физики в межрайонном диагностическом центре знакомились с применением физических явлений в медицине. К исследованиям присоединились и математики: они провели сбор информации о населении города в отделе статистики.
Логическим продолжением исследовательской экспедиции станут отчетная конференция и круглый стол лЭкологическое состояние Белебеевского района и г. Белебея╗, на котором состоится встреча со специалистами по охране природы.
         Кроме того, кафедра естественных наук традиционно проводит месячник предметов естественного цикла (своеобразное путешествие в страну Геофизбиохимляндию). В рамках этого путешествия учащихся
ждут:
    * Цикл игр лУмники и умницы╗ для 10-классников;
    * Конференция лЭта уникальная вода╗ для 8-классников;
    * Интегрированный урок физики, математики и информатики для 11-х классов;
    * Брейн-ринги для учащихся всех параллелей;
    * Самые различные конкурсы: проектов, стенгазет, моделей, интегрированных кроссвордов, авторских задач и многое другое ...
         Хотелось бы поздравить и первых победителей:
    Первым финалистом в игре лУмники и умницы╗ стал Павел Никитин, учащийся 10 А класса, победивший в туре лГеография╗.
    Ксения Сафронова заняла первое место в городских олимпиадах по математике и французскому языку.
    Эльвира Чулпанова и Марат Гильманов заняли второе место в городской олимпиаде по математике, у Игоря Прокопьева Ц третье место в олимпиаде по математике.

                                                                                                       

Н. Полякова, учитель географии.


                                        Лучший друг здоровья
                                                                    

         В гимназии весь год велась целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни: встречи-беседы с медиками, представителями правоохранительных органов, Центр асоциально-психологической помощи; выступления агитбригады лМы выбираем жизнь!╗; спортивные мероприятия; разработка советом старшеклассников памятки о вреде курения, алкоголизма и наркомании.
         Всемирный день борьбы со СПИДом провели под девизом лСпорту свой отдам досуг, спорт здоровья - лучший друг!╗
         Преподаватель физкультуры Р.Г. Халиков вместе со спортивным сектором старшеклассников (А. Танакбаев, Р. Шестопалов, Д. Шевченко) провел интересные спортивные состязания. Самые высокие результаты показали сборная команда 8-х классов (капитан Е. Федоров) и 11-х классов (И. Галлямов).
         Болельщики горячо поддерживали своих товарищей.

                                                                                                                             

И. Красильникова.


 

За креативных детей


         Сколько предложений, состоящих их четырех слов (каждое слово в предложениях должно начинаться с указанных букв В, М, С, К) вы сможете придумать за 3 минуты?
        А. Хайруллиной за столь короткое время удалось создать даже афоризм с философским смыслом: лВременами мир становится комичным╗. На такое способна только творческая, креативная личность.
Как воспитать такую личность? Долгое время считали, что одаренный ребенок проявит себя сам, ему только не надо мешать. Мы считаем, что основной задачей психологов является не столько выявление, диагностика одаренных детей, сколько сохранение и развитие творческих способностей каждого учащегося, информирование родителей и педагогов об особенностях развития одаренных детей, консультирование по возникающим проблемам.
         Мы строим свою работу, опираясь на знание теоретических аспектов одаренности, разработанных нашими учеными А.М. Матюшкиным, Н.С. Лейтесом, А.И. Савенковым и др.
         Выявлять потенциал ребенка мы начинаем с момента его поступления в гимназию: используем тесты, анкеты для родителей, опросники для учителей, наблюдаем за детьми, вместе с педагогами анализируем продукты их творческой деятельности. Данные диагностики, результаты наблюдений и опросов заносятся в индивидуальные психолого-педагогические карты детей, которые постоянно пополняются на протяжении всего обучения в гимназии.
         При поступлении в гимназию в среднем высокий уровень интеллектуального развития имеют 15 проц. учащихся, выше среднего - 30. После окончания начальных классов уже 62%, учащихся имеют высокий и выше среднего уровень развития интеллекта. Поэтому в начальной школе на развивающих занятиях мы стремимся совершенствовать у детей воображение, ассоциативность мышления, фантазию, мечтательность, любознательность и формировать исследовательскую мотивацию. Мы используем специальные курсы по развитию творческого мышления, методы сказкотерапии, оргтехники, телесно ориентированные методы.
         В своей работе мы внедряем специфические методы развития креативности: инверсии, придумывания, проектирования, образной картины, мозгового штурма, гиперболизации, агглютинации.
Работая со старшеклассниками, мы делаем упор развитие компонентов творческого,
дивергентного мышления, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, большой свободой в решении проблем. Широко используются условия и ролевые игры, направленные на формирование социально зрелой личности.
         В 2004/2005 учебном году среди учащихся 9-11 классов выявлено 27% учащихся,
имеющих высокий уровень - творческих способностей, причем у 15%. одаренность проявляется не в одной, а в не скольких областях.
         П. Торренс дал такое определение креативности: лКреативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замки на песке - и приветствовать будущее╗.
Дети, которым мы помогаем раскрыть интеллектуально - творческий потенциал, чувствуют себя более компетентными, они ощущают в себе творческую силу, которая помогает создавать новое и позитивно влияет на их жизнь.

                                                                                                    

А. Лутфрахманова, Ю. Провалова
 


На высоком уровне

         В гимназии №1 особое внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. В 2005 году проводилась уже 8 научно-практическая конференция гимназистов, посвященная 60-летию Великой Победы.
         Ежегодно 70-80 учащихся 2-11 классов под руководством учителей пишут научно-исследовательские работы. Они проводят исследования по разным направлениям: культуре и истории Башкортостана, литературоведению, русскому языку, физике, химии, математике, географии, экологии, иностранным языкам.
         Преобладающее большинство работ выполняется на высоком уровне. Вот примеры наиболее удавшихся из них: лСистема автоматического управления температурой воды в аквариуме╗ (А. Никонов, 4 А кл..), лПутешествие в страну лграфов╗ (3. Полякова, 6 В кл.), лТеория вероятности╗ (Р. Шафикова, 11 А кл.), лКак издать интересный и успешный Интернет-проект╗ (А. Нгуен, С. Симонов, 11 А кл.), лИзменение климата Белебеевского района с 1936 по 2004 год. Причины и прогноз╗ (совместный проект гимназии №1 и школы №8 - Е. Абдулганиев, 9А кл., И. Акимова, А. Майстренко, 11 А кл.), лДемографический портрет гимназии №1╗ (Л. Зуева, А. Хайруллина, 9А кл.), лКультурный шок. Заметки об Англии (Е. Козорезова, 11 Б кл.), лВыбор профессии╗ (
А. Семенов, Д. Табаева, 11 А кл.).
         Последние шесть лет гимназисты совершают научно-исследовательские экспедиции по району с целью изучения родного края, знакомства с историей, географией, экологией населенных пунктов, сотрудничества с сельскими школами. Мы побывали в Аксакове, Тузлукуше, Слакбаше. Экспедиции пополняет культурная про грамма - выступление актеров гимназического театра лПилигрим╗.
         Гимназисты принимают активное участие в работе городских научно-практических конференций и занимают призовые места, в 2004/2005 учебном году из 11 работ были оценены первыми и вторыми местами.
        Успешно и выступление наших ребят в республиканской туристско-краеведческой конференции лДорогами Отечества╗. Л. Байтурин, например, защищал честь города в г.
Уфе, где занял первое место.
         Ежегодно учащиеся гимназии посылают свои исследования на заочный тур лМалой академии╗, который проводится в г. Уфе. В прошедшем учебном году в нем отличились М. Никонова, Л. Зуева, Л. Хайруллина.
        Уже седьмой год гимназисты участвуют во Всероссийской федеральной программе лЮность, наука, культура╗, выполняют задания заочного тура по всем предметам и со своими научно-исследовательскими работами выступают в очных турах в гг. Обнинске, Геленджике и Москве.
         А еще в активе гимназии - 12 дипломов в различных номинациях Всероссийской конференции лСтарт в науку╗, участие в национальной образовательной программе лИнтеллектуально-творческий потенциал России╗ в г. Москве (10 дипломов первой и второй степеней).
         В течение пяти лет учащиеся 9-10 классов по 20 человек принимают участие в американском тестировании лАкт в поддержку свободы╗, и ежегодно 5-7 учащихся проходят в 4-й тур.
        Летом 2004 года 10 учащихся 8-9 классов под руководством А.А. Столбовой приняли участие в работе летней школы английского языка и отдыха в пос. Айгар Белорецкого района под эгидой факультета иностранных языков БГУ.
         В 2005 году гимназисты впервые участвовали в республиканском конкурсе лТерритория светлых╗. Учащиеся Е. Сафонова, О. Хисамутдинова, А. Карпова привезли домой дипломы 1 степени.

                                                                           

А. Столбова, зам. директора гимназии по НМР.


 

В Северной столице

         В гимназии №1 прижилось правило: каникулы должны быть не только веселыми, но и лумными╗. Поэтому каникулярное время наши учащиеся активно используют для расширения своего кругозора: выезжают в театры г. Уфы, посещают музеи, участвуют в различных конкурсах.
         Не стали исключением и первые каникулы 2005-2006 учебного года.
         Доброй традицией стали поездки гимназистов в г. Санкт - Петербург. Группа учащихся из 15 человек с учителями Р.Р. Ялалетдиновой и С.В. Камалетдиновой посетила в начале ноября северную столицу.
Этим городом невозможно не любоваться! Парадный Санкт - Петербург прекрасен в любую погоду. Перед ребятами ожили страницы истории: Кунсткамера - первый музей, Храм Спаса на Крови, построенный на месте гибели Александра П; Исаакиевский собор рядом с площадью Декабристов; Александрийский столп, воздвигнутый на Дворцовой площади в честь победы в Отечественной войне 1812 года; Петропавловская крепость; залы Эрмитажа; Екатерининский дворец; Царскосельский лицей ...
Сколько интересной и полезной информации получили белебеевцы в Русском и Зоологическом музеях, во время обзорной экскурсии по городу, ночной экскурсии с разводом мостов ...
         В поездке были в основном учащиеся 9-х и 10-х классов, перед которыми уже стоит вопрос о выборе жизненного пути. Поэтому старшеклассники интересовались учебными заведениями Санкт - Петербурга. В ЛГУ, где мы несколько раз побывали, получили информацию об условиях приема из лСтуденческой газеты╗ и стенда лБудущему абитуриенту╗.
         По вечерам мы не сидели в гостинице: посмотрели спектакль лШут Балакирев╗ в театре имени Комиссаржевской, посетили Казанский собор, прогулялись по Невскому проспекту, заглянули в Гостиный двор.
         Во время этой незабываемой поездки гимназисты познакомились с ребятами из Уфы и Салавата, обменялись адресами.
         Чудесной получилась поездка. Кое-кто из гимназистов решил: учиться буду только в Санкт - Петербурге!

                                                                                                                       

С. Камалетдинова.
 

На высоком уровне

         В гимназии №1 особое внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. В 2005 году проводилась уже 8 научно-практическая конференция гимназистов, посвященная 60-летию Великой Победы.
         Ежегодно 70-80 учащихся 2-11 классов под руководством учителей пишут научно - исследовательские работы. Они проводят исследования по разным направлениям: культуре и истории Башкортостана, литературоведению, русскому языку, физике, химии, математике, географии, экологии, иностранным языкам.
         Преобладающее большинство работ выполняется на высоком уровне. Вот примеры наиболее удавшихся из них: лСистема автоматического управления температурой воды в аквариуме╗ (А. Никонов, 4 А кл.), лПутешествие в страну лграфов╗ (З. Полякова, 6 В кл.), лТеория вероятности╗ (Р. Шафикова, 11 А кл.), лКак издать интересный и успешный Интернет-проект╗ (А. Нгуен, С. Симонов, 11 А кл.), лИзменение климата Белебеевского района с 1936 по 2004 год. Причины и прогноз╗ (совместный проект гимназии №1 и школы №8 - Е. Абдулганиев, 9А кл., И. Акимова, А. Майстренко, 11 А кл.), лДемографический портрет гимназии №1╗ (Л. Зуева, А. Хайруллина, 9А кл.), лКультурный шок. Заметки об Англии╗ (Е. Козорезова, 11 Б кл.), лВыбор профессии╗ (А. Семенов, Д. Табаева, 11 А кл.).
         Последние шесть лет гимназисты совершают научно-исследовательские экспедиции по району с целью изучения родного края, знакомства с историей, географией, экологией населенных пунктов, сотрудничества с сельскими школами. Мы побывали в Аксакове, Тузлукуше, Слакбаше. Экспедиции пополняет культурная программа - выступление актеров гимназического театра лПилигрим╗.
Гимназисты принимают активное участие в работе городских научно-практических конференций и занимают призовые места, в 2004/2005 учебном году из 11 работ были оценены первыми и вторыми местами.
         Успешно и выступление намших ребят в республиканской туристско-краеведческой конференции лДорогами Отечества╗. А. Байтурин, например, защищал честь города в г. Уфе, где занял первое место.
Ежегодно учащиеся гимназии посылают свои исследования на заочный тур лМалой академии╗, который проводится в г. Уфе. В прошедшем учебном году в нем отличились М. Никонова, Л.Зуева, А. Хайруллина.
         Уже седьмой год гимназисты участвуют во Всероссийской федеральной программе лЮность, наука, культура╗, выполняют задания заочного тура по всем предметам и со своими научно - исследовательскими работами выступают в очных турах в гг. Обнинске, Геленджике и Москве.
         А еще в активе гимназии 12 дипломов в различных номинациях Всероссийской конференции лСтарт в науку╗, участие в национальной образовательной программе лИнтеллектуально-творческий потенциал России╗ в г. Москве (10 дипломов первой и второй степеней).
         В течение пяти лет учащиеся 9-10 классов по 20 человек принимают участие в американском тестировании лАкт в поддержку свободы╗, и ежегодно 5-7 учащихся проходят в 4-й тур.
        Летом 2004 года 10 учащихся 8-9 классов под руководством А.А. Столбовой приняли участие в работе летней школы английского языка и отдыха в пос. Айгар Белорецкого района под эгидой факультета иностранных языков БГУ.
         В 2005 году гимназисты впервые участвовали в республиканском конкурсе лТерритория светлых╗. Учащиеся Е. Сафонова, О. Хисамутдинова, А. Карпова привезли домой дипломы 1 степени.

                                                                        

А. Столбова, зам. Директора гимназии по НМР.


 

Покорили столицу

         Одиннадцать наших интеллектуалов, творчески мыслящих, эрудированных ребят ездили в Москву, чтобы принять участие в фестивале наук и искусств "Творческий потенциал России ". Среди них были четыре моих одноклассника: Марат Исламуратов, Алексей Мыльников, Ляйсан Бакирова и Светлана Сарвартдинова.
         И вот они вернулись. Как из другой реальности. Вроде бы даже немного другими. Как же - состязались со сверстниками чуть ли не всей России, оказалось, что белебеевцы практически им не уступают.
         Ребята охотно согласились на интервью.
    -Скажите, какими успехами вы порадовали гимназию, родителей, нас?
Марат (гордо!):
    -У нас семь призовых мест: два командных и пять личных. Наша команда победила в игре "Квазар" (что-то вроде "Форд Боярда"), была второй в игре "Остров сокровищ". Ещё у нас четыре "бронзы": у Кристины Марининой (олимпиада по французскому языку), Элины Кулдыревой и Антона Нгуена (русский язык), Руслана Гильманова (физика).
    -А почему о себе не говоришь?
    -У меня первое место по русскому языку.
    -Поздравляю! Как вас встретили, где вы жили?
Света:
    -Клёво! жили в Филях, на станции юных туристов. Со всеми удобствами.
    -Ностальгия не мучила? Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше.
Лёша:
    -Сначала скучали, а потом, когда с головой окунулись в различные состязания, тоска по малой родине отошла на второй план. Только подъезжая к станции Аксаково, я понял, как же мил мне этот край.
    -Вы целыми днями были "заняты науками". Трудно было?
Ляйсан:
    -Трудно, но интересно. Основной упор делался на логику, интеллект. Все были увлечены.
    -Что вам в московских интеллектуальных играх понравилось, а что не очень?
Марат:
    -Мне понравилось всё, за исключением, может быть, призов. Уж очень они простые. (Улыбается).
    -С командами каких городов вы познакомились?
Света:
    -Команд было очень много: из Оренбурга, Уфы, Вологды, Бийска, Тольятти, Екатеринбурга ... Все ребята общительные.
    -А что вы запомнили из внеконкурсных мероприятий?
Лёша:
    -О! Москва была великолепна! В свободное время мы посетили ВВЦ, Красную площадь, много других интересных мест. После конкурсов состоялось шоу, а потом была дискотека. Незабываемо!
    -Как вы считаете, вы покорили Москву?
Ляйсан:
    -Можно сказать - да! Нас долго будут помнить участники интеллектуального марафона.

                                                                                                  

Беседовал А. Марьин, 10 А класс
     

 
Сайт управляется системой uCoz